Хранитель традиции

 
Дар бесценный.
Диалоги с В.А. Берлинским.

Воронеж, «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2004.— 80 с., ил.
Тираж 2000 экз.

«Я убежден, что святое в человеке начинается с отношения к родителям и учителям. Даже если педагог был не очень хорошим, все равно. (...) Если тебе плохо с ним — уходи от него. Это — твое право. Но если уж ты у него учишься, то будь любезен, отнесись к этому достойно. Вот Михаил Никитич [Тэриан — выдающийся альтист и дирижер, профессор Московской консерватории. — Ред.]... Он был удивительно эмоционально заряженным человеком. Обладал таким мощным даром передавать эту энергию нам, студентам! (...) Я помню, приходим к нему, играем, скажем f-moll’ный квартет Бетховена. Сыграли экспозицию, он останавливает хлопком и говорит: «Я не могу слушать дальше, так только в Париже, ну, в крайнем случае, в Лондоне играют, у вас все в порядке, мне нечего вам сказать». А потом начинает говорить...» (Валентин Берлинский).

«Когда в обществе размываются представления о культуре, когда в искусстве (...) постепенно утрачиваются критерии, ценнейшим качеством в человеке оказывается чувство подлинности. Это качество не зависит от времени и обстоятельств. (...) Именно [оно. — Ред.] (...) оказывается спасительным ориентиром для человека» (Вера Теплитская).

80-летний юбилей выдающегося музыканта современности, олицетворяющего непрерывность художественной традиции Государственного квартета имени Бородина, Валентина Берлинского, к сожалению, дал больше сиюминутных, чем фундаментальных результатов. Празднование на сцене Большого зала консерватории, конечно, важно, но оно не отменяет необходимости фиксации наследия музыканта.

Кажется, Москва забыла об издании, посвященном маэстро Берлинскому (радостно было бы ошибиться), — но не забыл Воронеж! Небольшая книга бесед с маэстро — не биография или исследование, а именно живой диалог учителя с восторженным и преданным учеником.

У книги нет титульного автора. Наш долг, однако, назвать его имя. Прошу прощения у доцента Воронежской государственной академии искусств Веры Теплитской за цитирование фрагмента письма к редактору: «Я ее (книгу) писала, в общем-то, от имени многих учеников и последователей (...), поэтому свою фамилию сознательно поставила только в конце».

Симпатичная получилась книжка, емкая (хотя и небольшая), скромная и искренняя. А скромность, как мы видим на примере некоторых других книг (в том числе, и на этой полосе) — сейчас в большой цене.

Михаил СЕГЕЛЬМАН («Музыкальное обозрение», №9 (261) 2005)


В ПОИСКАХ «ДАРА БЕСЦЕННОГО»
поможет «путеводитель», изданный недавно в Воронеже

 
Два музыканта ведут диалог.
Диалог — это беседа равных.
У книги «Дар бесценный», изданной в Воронеже при поддержке фонда «Русское исполнительское искусство», есть подзаголовок — «Диалоги с В.А. Берлинским». Фамилия второго собеседника запрятана в краткой аннотации к книге. Это — Вера Марковна Теплитская, доцент Воронежской академии искусств. Представлять Валентина Александровича Берлинского вряд ли нужно особо — выдающийся виолончелист, один из создателей знаменитого квартета имени Бородина. Недавно отметил народный артист России свое 80-летие.
Вера Марковна Теплитская в культурной среде города хорошо известна. По ее инициативе много лет работает клуб «При свечах», собирающий в Доме актера благодарную аудиторию.
Просветительскую свою миссию Вера Марковна исполняет прекрасно — пишет, выступает в эфире.
И вот — книга.

Формально: доценту Теплитской важно представить публике профессора Берлинского. Но бушующий темперамент собеседницы опровергает первоначальный замысел: «Дар бесценный» — это общение двух людей, стремящихся высказаться.

Два человека говорят о музыке, живущей в душах людей.

Об искусстве. О культуре. Об исполнительском мастерстве. О вере. О политике.

В «Разговорах с Гете» Иоганн Петер Аккерман идет все-таки «вторым номером». В «Диалогах с В.А. Берлинским» Вера Марковна Теплитская (пусть простит меня ее знаменитый собеседник) своего голоса не приглушает.

Вот вчитайтесь.

«Культура» — в переводе с латыни — возделывание. Возделывание Души, конечно, согласитесь,наша профессия, по-моему, счастливейшая профессия, именно для этого и существует!

«Там, наверху, все записывается... Один Ваш почитатель сказал как-то: «Все концерты квартета записываются на алмазных дисках Господа Бога!». Вот как люди умеют чувствовать!.. Бог сохраняет все!

«Когда-то у Ренуара спросили: «Что важнее? — что рисовать или как рисовать?» Он ответил: «Важнее всего — кто рисует!»

Понятно, что диалог — это не поддакивание друг другу, а живой разговор, столкновение двух мнений, уточнение позиций, состязание умов.

Состязание не для посрамления собеседника, а для выявления чего-то важного для каждого.

Не буду пересказывать содержание книги (тем более, что у нее по нынешним временам вполне приличный тираж — 2000 экземпляров). Приведу лишь один фрагмент:

« — Вы не возражаете, если мы расширим тему лидерства?.. Какого лидера, например, Вы хотели бы видеть во главе России? Какими качествами он должен обладать? В идеале?

– В идеале? Во-первых, он должен быть порядочным человеком, для меня -— это очень емкое понятие, в него входят и интеллигентность, и надежность, и духовное бесстрашие. Во-вторых, он должен быть умен, точнее, даже мудр, философски мудр. И, в-третьих, я бы хотел, чтобы он был верующим.

— А что для Вас значит это слово?

— Очень многое. Чтобы в душе что-то было, то, что трудно объяснить, но всегда всеми ощущается... свет. Понимаешь, власть ведь — огромное испытание для любого человека, ответственность... А когда человек осознает над собой некую Абсолютную силу, Духовную силу и сверяет свои действия с ней, то никогда не сотворит зла, и сам будет защищен... Такой лидер поймет, что одна политика никогда не сможет сделать счастливой судьбу народа. Политика должна быть увязана не только с экономикой, но и с культурой».

Сегодня много говорят о духовности. Высшие сановники охотно позируют в храмах. Чиновники от религии не сходят с экранов телевизоров.

Очень много суетного, суетливого даже. Все это мимо веры.

А тут — в книге о музыке — неторопливый, искренний разговор о Вере, Боге, Душе.

О культуре.

В отличие от других слов («Вера», «Бог», «Душа») слово «культура» у нас привычно пишется с маленькой — строчной — буквы. Но, может, пришла пора не только формально, но — по существу признать значение этой сферы нашей жизни?

Прав Валентин Александрович Берлинский, подчеркивая, что «культура в любом времени сохраняет и оберегает ценности вечные.

Никакие новаторства не должны выхолащивать из культуры ее сути — духовность!»

Культура — осознание первичности Духовного, — восклицает прославленный музыкант.

Мне сейчас очень захотелось, чтобы наш разговор услышали власти. Самые высокие, — признается собеседница.

Не будь наивной, — замечает Берлинский ...

Я не знаю, прочтут ли книгу «Дар бесценный» власть предержащие. Но я уверен, что она найдет своего читателя среди тех, к кому, собственно, и обращена.

Среди тех, кто ищет путь к самому себе.

А значит — и к вечному.

Лев КРОЙЧИК («Новая газета», 17.02.2005)

Copyright 2018 PEGAS-V