Берлинский В.А. Музыка - моя жизнь. – Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозем. края, 2009. – 349 с. (фрагменты)

Музыка - моя жизнь

Эта книга родилась из долгих бесед с Валентином Александровичем Берлинским об искусстве, его роли в жизни людей, о профессиональной ответственности музыканта-исполнителя, о сложности и красоте человеческих отношений….

Валентин Александрович вспоминал с удовольствием, часто в кругу друзей и учеников. Встречи происходили у него дома в Москве и на даче в Малаховке, где хранится его огромный архив: афиши, рецензии, буклеты, фотографии – бережно собранные документы о деятельности его главного детища – квартета имени Бородина. Уникального явления в мировой исполнительской культуре. Все наши беседы были записаны, и теперь, когда Валентина Александровича не стало, они приобрели особенную ценность. В книгу также вошли дневниковые записи разных лет, документы и фотографии из его личного архива. Все эти материалы стали «живой» основой книги. Изложенные на бумаге, они заговорили голосом автора.

Когда мы с В.А. Берлинским обсуждали концепцию книги, стало ясно, что основная глава обязательно должна быть посвящена тайнам квартетной профессии – её технологическим и психологическим тонкостям. Размышления на эти темы отражены в главе «Мой квартет». Однако остались комментарии Валентина Александровича к огромному количеству записей, которые мы прослушали в исполнении разных составов квартета имени Бородина. Это – почти все квартеты Д. Шостаковича, квартеты Л. Бетховена опус 18, квартеты А. Бородина, П. Хиндемита, А. Шёнберга, П. Чайковского и многое другое. Хотелось зафиксировать этот уникальный исполнительский и одновременно слушательский опыт в виде приложенного к книге диска. Но, увы, наша идея не осуществилась по техническим причинам.

И всё же, эта книга не могла быть полной без атмосферы концертного зала, которую, надеюсь, удалось в какой-то мере передать во второй её части, где друзья, коллеги и ученики В.А. Берлинского размышляют о загадочности художественного акта, о властной «нематериальной» силе интерпретации и восприятия. В музыкальном исполнительстве, искусстве, не поддающемся фиксации (в записях оно весьма условно), обязательно есть авторитеты, наделённые свыше редким, безошибочным художественным вкусом. Они служат некими маяками в искусстве.

О встречах с такими художниками вспоминает В.А. Берлинский.

Его друзья, коллеги и ученики, музыканты разных поколений признают, что в области квартетного исполнительства сам Валентин Александрович Берлинский является таким же ярким маяком, оберегающим бесценный исполнительский опыт, традиции и культуру своих великих учителей.

О музыкальном и человеческом «credo» В.А. Берлинского говорить непросто.

Он деликатен, боится преувеличений, предпочитает недосказанность в том, над чем ещё можно подумать. Но его творческая воля совершала чудеса на сцене, а сильный характер позволил продлить жизнь квартета имени Бородина на многие десятилетия.

Валентин Александрович неоднократно подчёркивал, что любые, даже самые радостные воспоминания о прошлом – не для того, чтобы жить ими! Нет! Они необходимы, чтобы активизировать настоящее. А именно оно, настоящее, и формирует Будущее!

Как-то в разговоре он заметил, что если человек хочет подлинности в искусстве и в жизни, его путь вряд ли будет усыпан розами… Люди, в большинстве случаев, доверяют внешним проявлениям. Так проще. Проникновение же в глубину, в суть художественного явления требует собственной заинтересованности, собственного участия, собственных усилий.

Музыка может очень многое изменить в человеке, если он откроется ей….

Эта книга об искусстве, о жизни в искусстве, о том, как можно преобразить мир силой искусства, силой личных духовных устремлений.


Вера Теплитская


... Мои ученики прошлых лет и сегодняшние мои студенты просили меня в этой книге зафиксировать основные принципы квартетной технологии, «рецепты» красивого звучания, «живого», гибкого музыкального времени….

Дорогие мои! Я – практик! Исполнительство – живое, сиюминутное рождение Музыки, сложных взаимодействий звуков на основе текста – нотных знаков! Это искусство действенное, это – жизнетворчество! И «рецепты выдаются» в зависимости от того, кто играет и что играют!

Инструментальное ремесло в квартете – очень важная база. Без тщательного его освоения, о котором я много говорил и писал, откровений музыкальных не получится. Вот пример: квартет Бетховена, опус 18, № 1. Экспозиция 1-й части. Здесь при решении задуманной фразировки технологически очень важно распределение смычка, место смычка при совместном исполнении! Если делать во фразе crescendo, тогда нужно использовать весь смычок, доводить его до конца или до колодочки, если нет – приём другой…. Всем этим нужно заниматься совместно, в реальном звучании четырёх инструментов. Только тогда квартет будет живым отлаженным организмом. При очень распространённой теперь, так называемой «фестивальной» манере работы, когда собираются хорошие инструменталисты и за пару дней, а то и с одной репетиции «делают» сочинение – хороших результатов не будет! «Ансамблевое ухо», повторяю, совершенствуется только в реальном совместном звучании! И ещё: технология – приёмы, навыки, мастерство – это наше ремесло. Ремесло – но не сама музыка!

Дорогие мои, развивайте себя эмоционально, учитесь получать главные музыкальные «знания» опосредованно, через силу воображения, которое обостряет звуковые представления. Смотрите хорошие, серьёзные фильмы, над которыми хочется поразмышлять. Живопись – это тоже великое искусство, надо вглядываться в скульптурные произведения, архитектуру: её не случайно называют «застывшей музыкой», надо посещать оперные спектакли. Как много надо и как много надо успеть! Учитесь, наконец, и сейчас читать между строк.… Учитесь чувствовать Музыку и понимать, что, как говорил гениальный Рихтер: «эмоции тоже надо репетировать, а не ждать только эстрадного вдохновения».

Вот вам, дорогие мои, краткие рецепты от Берлинского! Совершенствуйте их!


 

Рецензии на книгу

Copyright 2018 PEGAS-V