Дар бесценный. Диалоги с В.А. Берлинским. – Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозем. края, 2004. – 79 с. (фрагменты)

Дар бесценный

... Преимущество слова написанного в том, что его можно перечитать, поразмышлять над ним, вернуться к слову через годы, постигая открывшийся смысл …
Слово же сказанное хранит в течение жизни лишь человеческая память, оберегая неповторимую интонацию голоса, деликатность речи, теплоту тембра, сопутствующий жест, обаяние улыбки, мудрость взгляда … Попытка передать это  в книге, на бумаге чаще всего обречена. Это - радость личного общения.
Но музыкантам, умеющим читать партитуры, одухотворять нотные знаки, наполнять живой интонацией интервалы и гармонические ходы, будет проще и привычнее воссоздавать картину доверительного неспешного разговора, многое прочитывать за текстом. В паузах, восклицательных знаках, многоточиях …


... - А что, на Ваш взгляд, в исполнительстве самое важное?

- Чувство времени в музыке, ощущение его «живым», не механическим – одна из главных задач в исполнительстве. Подчинение «бездушному» метроному ничего общего не имеет с ощущением движения во фразе. В музыке ведь целое – нечто большее, чем сумма его составляющих… Это же не арифметика… В любом музыкальном процессе необходимо «дополнительное» время для переключения с одного образа на другой. С момента, когда нужно и можно взять следующую ноту, следующий аккорд, сыграть следующий эпизод. Получается так: именно то, что вливает жизнь в произведение, что является собственно Музыкой оказывается неуловимым, невидимым. Зафиксировать это невозможно. Профессионал должен чувствовать жизненную энергию в интонации музыкальной фразы, и репетировать своё внутреннее напряжение. Именно так… Тогда в музыке, в её исполнении, возможно будет услышать…

- … Некую Тайну? То, ради чего искусство существует? Может быть, Вам именно этого и не хватает в современном исполнительстве?

- Пожалуй, так. Если артисту нечего сказать, если он не вынашивает долго и бережно свою исполнительскую идею, никакая инструментальная оснащённость не спасёт. Всё лишь подчеркнёт пустоту души.

- Валентин Александрович! Мне кажется, Ваш внутренний протест, о котором Вы сейчас говорили, – проявление духовного опыта. Опыта, который опирается на традицию, культуру или, если можно так сказать, – это проявление таланта, взращённого традицией, таланта окультуренного. Ведь традиция осуществляется через качество, хороший вкус? Мне представляется, что молодые музыканты очень важные уроки получают, слушая Вас со сцены, где Ваша художественная интуиция творит чудеса! Может быть, Вам как раз нужно настаивать?

- Да, вероятно. Я вот сейчас опять вспоминаю Козолупова, если говорить о традиции. У него все ученики играли по-разному. Ведь что такое традиция? Накопление, сохранение главных правил, законов, которые, как ни парадоксально, не тормозят, а как раз помогают проявить индивидуальность. Обогатить её и направить…


... - Валентин Александрович! Ваша память сохранила и сберегла не только бесценный опыт профессии, но и опыт жизненных уроков, человеческих встреч и потерь…
- Чему научила Вас жизнь?

- …Чему научила? Мужеству и… Любви! Умению ценить Любовь. Жизнь сама одаривает, она очень мудро устроена… Каждый возраст преподносит новое ощущение жизни. Когда становится меньше сил и темп жизни естественным образом замедляется, начинаешь видеть, осознавать вещи, явления более глубоко, понимать их истинный смысл и значительность. Знаешь, сдержанные темпы благотворны не только в профессии музыканта-исполнителя, но, как оказывается, и в его жизни…

- Ваши художественные и человеческие принципы, которые открылись в наших беседах тоже можно назвать своего рода заповедями для артистов, для музыкантов.  Для Ваших учеников!

- Да, я бы очень хотел уберечь их от ненужных ошибок. Хотел, чтобы они доверяли самым главным чувствам в жизни – радости и любви.  Именно эти состояния раскрывают артиста, его талант, рождают удивительное взаимопонимание со слушателями. Я бы очень хотел, чтобы мои ученики всегда помнили: «Выходить на сцену – играть для людей – это счастье! Артист – это миссия!» ...


 

Рецензии на книгу

 

Copyright 2018 PEGAS-V